Уголовная ответственность для нетрезвых водителей не решит проблему - эксперт
14 февраля 2012 года

Возврат минимально допустимого уровня алкоголя в крови водителя и введение уголовной ответственности за неоднократное управление автомобилем в нетрезвом виде не решит проблему пьянства за рулем - нужно менять сами критерии оценки состояния водителя, сказал во вторник президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая в понедельник на правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, предложил ввести уголовную ответственность за неоднократное управление автомобилем в пьяном виде. В свою очередь первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков сообщил, что депутаты планируют обсудить возможность возвращения в законодательство минимально допустимого уровня алкоголя в крови - 0,2-0,3 промилле.

"При нынешней системе медицинского освидетельствования, когда состояние водителя оценивается не по клинической картине - то есть, по его поведению, способности адекватно оценивать ситуацию и принимать единственно верные решения - а по количеству алкоголя в выдыхаемом воздухе, ни о какой уголовной ответственности, считаю, речи быть не должно. Ныне действующая система освидетельствования водителя сама по себе порочна, и ее в первую очередь и нужно менять", - сказал Травин.

В противном случае из-за ужесточения законодательства могут пострадать невинные люди, поведение которых за рулем не вызывало никаких нареканий, считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.

По мнению Травина, состояние водителя необходимо оценивать в первую очередь по его поведенческим реакциям.

"Я вам честно признаюсь: в моем организме сейчас находится более 1,5 тысячи вирусов ОРВИ, но я при этом не чихаю и не кашляю. Я не опасен для общества", - отметил эксперт.

По его словам, разговоры о возврате минимально допустимого уровня алкоголя в крови на самом деле не имеют никакого отношения к теме пьянства за рулем и являются лишь "полумерами".

"Какая разница, будет у меня в организме эта "граммулечка" или не будет, дело-то не в количестве промилле, а в том, как мои вирусы на меня подействовали - начал я чихать или нет. Если бы они ввели эту норму и сказали: "да, у водителя ноль с чем-то промилле, и это повод посмотреть на его клиническую картину: как он себя ведет, как думает, какие решения способен принимать и насколько быстро, то есть, как этот алкоголь подействовал на его организм", - то это был бы другой разговор", - сказал собеседник агентства.

Кроме того, введение уголовной ответственности для водителей может нести с собой дополнительный "коррупциогенный фактор", считает эксперт.

"Для сотрудников ГАИ это тем более выгодно: есть чем пошантажировать. Теперь, если уж будет вплоть до уголовки, сумма взяток возрастет просто в разы", - сказал Травин.

В июле 2010 года закон о полном запрете употребления алкоголя за рулем подписал президент РФ. С августа вступили в силу поправки в КоАП РФ, согласно которым содержание любого количества алкоголя в крови расценивается как нарушение, и за него автомобилист лишается водительских прав. До принятия этого законопроекта, инициированного президентом, была установлена допустимая норма содержания алкоголя в крови на уровне 0,3 промилле.