Путин осмотрел отреставрированную панораму "Бородинская битва"
7 марта 2012 года

Премьер-министр РФ Владимир Путин стал одним из первых посетителей музея-панорамы "Бородинская битва", который открылся накануне после реставрации и обновления экспозиции, приуроченных к 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Музей, куда глава правительства приехал в сопровождении мэра Москвы Сергея Собянина, существует в столице почти полвека. Здание цилиндрической формы на Кутузовском проспекте задумывалось для демонстрации единственного экспоната - панорамы, которую академик живописи Франц Рубо написал к 100-летию разгрома наполеоновского вторжения.

За всю историю музея панорама до сих пор никогда не реставрировалась, и ее тканевый колпак уже не мог выполнять свою первоначальную функцию - рассеивать свет таким образом, чтобы создавалась иллюзия естественного освещения. Все это восстановлено, а в панорамном зале появились интерактивные этикетки и экраны, которые позволяют рассмотреть ее более детально.

"Поменялась сама экспозиция, конфигурация залов, возникли дополнительные площади и, следовательно, возможность для того, чтобы достать экспонаты из запасников и пополнить нашу коллекцию", - сказал журналистам замдиректора музея Владимир Преснов.

Главе правительства, в частности, показали стенд, посвященный победителю Наполеона фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Жемчужина этой части экспозиции - последний прижизненный портрет полководца, чудом уцелевший при недавнем пожаре в реставрационном Центре Грабаря. Другое, менее парадное, изображение Кутузова соткала из своих волос русская монахиня.

Среди более чем 400 экспонатов, пополнивших коллекцию в 2010-11 годах, есть хирургический набор начала XIX века, приобретенный в США и отреставрированный специально для выставки, ядро и пуля с Бородинского поля, подаренные музею одним из коллекционеров, русские и французские мундиры, сделанные мастерами реконструкторами по технологиям 200-летней давности, паспорт, который был выдан солдату Артамону Лукину после 25 лет службы.

Современные технологии позволили "оживить" карту Бородинского сражения. "Теперь есть возможность буквально по часам проследить, как менялась конфигурация войск под Бородино", - рассказывают музейщики. Наблюдать за перемещением русской и французской армий посетители музея могут под звуки цокота копыт, скрипа тележных колес и крики солдат.

Дольше всего Путин задержался у самой панорамы - живописного полотна, длина которого составляет 115 метров, а высота - 15 метров. Рубо, работавший над ним вместе с помощниками 9 месяцев и поместивший на картине 4 тысячи персонажей, постарался перенести зрителя в деревню Семеновская, где держали оборону русские полки, а за ручьем разворачивалась атака французов.

От картины зрителя отделяет так называемый предметный план, по которому разбросаны разбитые пушки, стоит зажженная изба, и лежит убитая лошадь.

"Если бы Рубо писал полностью правдивую картину, то это было бы довольно просто сделать - ведь все поле было в дыму от пальбы и пожаров", - объясняют музейщики. По их словам, Рубо сознательно уходил от натурализма и ужасов войны, потому что цель его работы, заказанной российским правительством, заключалась в том, чтобы изобразить торжество победы и триумф русского оружия.

В ходе реконструкции здание было приспособлено для беспрепятственного доступа инвалидов. Здесь также появился зал "виртуальной реальности", где, как обещают сотрудники музея, будут скоро показывать 3D-фильм о Бородинской битве.

На проведение реконструкции, которая должна была закончиться не раньше апреля, в 2010-12 годах было выделено 115,7 миллиона рублей. В список восстановительных работ также включены реставрация памятников Кутузову и мозаичных панно на фасадах музея.