Сирота с двумя маленькими детьми больше года живет в квартире с грибком в Курской области
23 марта 2012 года

Выпускница курского интерната Надежда Воронкина уже больше года добивается, чтобы курские власти поменяли выданную ей в городе Железногорске квартиру с грибком на стенах, где она вынуждена жить с мужем и двумя малолетними детьми, на более комфортное и безопасное для здоровья жилье; представители обладминистрации отвечают, что специальная комиссия в ближайшее время решит, пригодна ли квартира для проживания, а пока предлагают молодой семье улучшить жилищные условия самостоятельно.

ГРИБКОВОЕ "СЧАСТЬЕ"

По словам 23-летней Надежды, они с мужем Виталием и двумя маленькими детьми около четырех лет переезжали с одной съемной квартиры на другую. Когда Надежда обращалась в государственные органы с просьбой предоставить им жилье, ей отвечали, что она 58-я на очереди. Девушка подала иск в суд, и в декабре 2010 года все же добилась от государства долгожданной однокомнатной квартиры-малосемейки площадью 27 квадратных метров в доме №18 по улице Мира в Железногорске. Власти приобрели квартиру для сироты на вторичном рынке жилья, и предоставили ей по договору социального найма.

"Когда я сюда зашла, у меня слезы градом хлынули. Я целовала стены, думала, слава Богу, крыша над головой есть. Вот мое счастье!", - вспоминает Надежда.

Но радость, по ее словам, была недолгой: через несколько дней они с мужем стали замечать, что одна из стен в комнате сыреет. Фотообои, поклеенные на этой стене, сначала почернели, а потом совсем отвалились. Оказалось, что в угловой квартире №44, которую выдали Воронкиной, на одной из стен в комнате растет грибок. Надежда обратилась в администрацию города Железногорска, региональную администрацию с просьбой поменять квартиру. Летом 2011 года одна из строительных организаций Железногорска по согласованию с властями бесплатно сделала ей ремонт, который должен был решить проблему.

Однако после ремонта грибок со стены и потолка не исчез, и осенью в квартире снова появились сырость и неприятный запах. Диван, который стоял у грибковой стены, по словам Надежды, сгнил буквально за год, и пришлось покупать новый.

Грибок - на стене и потолке в комнате, где они с мужем живут вчетвером с четырехлетним сыном Никитой и двухлетней дочерью Юлей. Следы плесени - под обоями, на потолке, а также под плинтусами. Когда Надежда показывает щели под обоями, рука становится мокрой. По ее словам, она ежедневно утром и вечером вытирает воду за диваном, однако в борьбе с сыростью это не помогает. Специалисты, измерявшие влажность в квартире, сообщили ей, что она составляет 75%.

ДЕТИ БОЛЕЮТ ЧАЩЕ

Главное, что в этих условиях беспокоит молодую мать - это здоровье ее детей, которые, по словам Надежды, с тех пор, как переехали в эту квартиру, стали болеть в три-четыре раза чаще. Малыши часто подхватывают простуду и кашляют.

"Я боюсь, если мы здесь и дальше будем жить, у них разовьется туберкулез. Врачи говорят, что грибок и постоянная влажность этому способствуют", - говорит Надежда.

У двухлетней Юли прошлой ночью снова поднялась температура. Участковый терапевт Ирина Гурак, которая пришла осмотреть девочку на дому, говорит, что есть подозрение на пневмонию. Причиной частых болезней детей Воронкиной, по словам врача, вполне может быть проживание в квартире с грибком и высокой влажностью.

"Пневмонии, бронхиты - грибок оказывает негативное воздействие на легкие и может способствовать развитию этих заболеваний", - говорит Гурак.

По словам Надежды, за год после ее обращений в различные инстанции в квартире побывало несколько разных комиссий, которые фиксировали наличие грибка на стенах, письменно отвечали, что вопрос находится на контроле, однако никаких конкретных шагов, по словам Воронкиной, до сих пор не предприняли. Экспертных заключений специалистов о том, пригодна ли квартира для проживания, с которыми она могла бы обратиться в суд, девушке, по ее словам, также не выдавали. Единственный плюс, по словам Надежды, в том, что после ее истории другим курским сиротам власти выделяют только новые квартиры, гораздо более благоустроенные и просторные.

"Тем, кто даже живет один, выделяют квартиры площадью около 50 квадратных метров в новом доме, а нам с двумя детьми дали 27,8 квадратных метра. Я не завидую, мне просто обидно. Очень обидно, что меня так сильно обидели. Меня в детстве обижали, в интернате обижали, и сейчас обижают", - говорит девушка.

Надежда сообщила, что намерена бороться до конца, вплоть до выхода на пикеты в Москве, но добиться нормального жилья, которое полагается ей по закону.

"Я уже думаю, если ничего не поможет, мы с мужем соберемся, возьмем детей и поедем в Москву на Красную площадь с плакатами. Надо же что-то делать", - говорит Воронкина.

ДОЖДАТЬСЯ РЕШЕНИЯ КОМИССИИ

Как сообщил первый заместитель председателя областного комитета социального обеспечения Вадим Дроженко, до 2011 года предоставлением жилья детям-сиротам в Курской области занимался региональный комитет строительства и стройиндустрии, поэтому он не может однозначно ответить на вопрос, почему власти приобрели для Воронкиной квартиру с грибком.

"Возможно, попался недобросовестный собственник, который привел квартиру в порядок и скрыл ее недостатки при продаже. Возможно, сама Надежда, когда осматривала квартиру прежде, чем подписать договор социального найма, была недостаточно внимательна", - сказал Дроженко.

Он добавил, что комитет социального обеспечения как орган, уполномоченный обеспечивать жильем льготников, целый год занимался проблемой Воронкиной. По информации Дроженко, в конце 2011 года специальная областная комиссия провела обследование квартиры, чтобы решить, насколько она пригодна для жилья. Однако заключения специалисты еще не дали.

"Насколько я знаю, сейчас решается вопрос о признании не одной квартиры, а всего дома №18 пригодным либо не пригодным для проживания. Как уполномоченный орган по обеспечению граждан жилыми помещениями, мы в принципе готовы при наличии соответствующего заключения предоставить Надежде новую квартиру. Самостоятельно такое решение комитет сейчас не просто не может принять, но и не имеет права", - сказал Дроженко.

Он сообщил, что если комиссия признает квартиру непригодной для проживания, то комитет соцобеспечения выделит семье Воронкиной одну из новых квартир, предназначенных для сирот в городе Железногорске в 2012 году. Если же эксперты решат, что жить в квартире можно, то у властей не будет механизмов, чтобы решить проблему семьи.

По словам Дроженко, сотрудники комитета социального обеспечения уже предлагали Надежде несколько вариантов самостоятельного обмена квартиры. Например, обратиться в суд, или встать в очередь на улучшение жилищных условий на общих основаниях, или оформить квартиру в собственность, потом продать и, добавив материнский капитал, приобрести новое жилье.